Город федерального значения Москва
  • Система создана
  • Успешно прошли испытания
  • Опытная эксплуатация
  • Система проектируется
Город федерального значения Москва
  • Система создана
  • Успешно прошли испытания
  • Опытная эксплуатация
  • Система проектируется

Отечественный опыт

Главная О Cистеме-112 Отечественный опыт

Номера, начинающиеся на "0"

В СССР номера экстренных служб появились в 1932 году и состояли они из двух цифр: 01 – пожарная охрана, 02 – милиция, 03 – скорая помощь, 04 – служба газа (появилась несколько позже), 06 – телеграф, 07 – междугородная связь, 08 – бюро ремонта, 09 – справочная служба. Номера «05» не существовало, так как существовал номер «051» – номер вызова такси.

Формирование службы экстренного реагирования

С середины 1990-х годов в Российский Федерации начала формироваться служба оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях, правовую основу которой составил Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В 1998 году Российская Федерация совместно со странами Европейского союза подписала телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова должен был стать номер «112».

Единый номер «112» и система-112

Единый номер «112» вызова экстренных оперативных служб был принят на всей территории Российской Федерации в 2004 году согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 894. Оно же определило, что до введения Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации единого номера «112» используется действующая на местных сетях связи нумерация специальных служб. В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ от 28.12.2010 № 1632, где были чётко прописаны зоны ответственности различных ведомств. В соответствии с этим документом МЧС России должно координировать действия по созданию системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» - системы-112, а Минкомсвязи России отвечает за организацию взаимодействия с сетью связи общего пользования. Определение системы-112 как территориально-распределенной автоматизированной информационно-управляющей системы, создаваемой в границах субъекта Российской Федерации, было дано в постановлении Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

В феврале 2013 года был принят Федеральный закон № 9-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и статью 22 Федерального закона «О пожарной безопасности», которым за органами государственной власти субъектов РФ было закреплено полномочие по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечению ее эксплуатации и развития, за органами местного самоуправления - участие в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

И только в марте 2013 года была, наконец, принята федеральная целевая программа создания системы-112.

Здесь стоит особо сказать, что возможность набора номера «112» и работа системы-112 – это совсем не одно и то же.

Задачи системы-112

Система-112 рассматривается как система, посредством которой происходит комплексное решение задачи оказания помощи человеку при возникновении происшествий и чрезвычайных ситуаций. Так задачами системы-112 являются:

  • прием оператором по номеру «112» вызовов и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
  • анализ поступающей информации о происшествиях;
  • передача информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
  • формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
  • автоматическое определение номера позвонившего лица;
  • автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
  • регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112»;
  • ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования; прием вызовов на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) и при необходимости дополнительных.

Введение в эксплуатацию системы-112

Стоит отметить, что полное решение этих задач обеспечивают системы-112, созданные и прошедшие государственные испытания в Курской области и Республике Татарстан в конце 2013 года. В остальных субъектах Российской Федерации, где работает номер «112» эти задачи решены либо частично, либо не решены вообще: номер «112» выступает только в качестве «автоответчика».

В 2013 году были выделены субсидии из Федерального бюджета на софинансирование создания систем-112 еще семи субъектам Российской Федерации. В этих регионах запуск системы-112 запланирован на 2014 год.

Также в 2013 году в рамках принятой федеральной целевой программы был выполнен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание системы-112, соответствующей «расширенной спецификации». Так Минкомсвязь России активно прорабатывает вопрос автоматического определения местоположения абонента, звонящего по номеру «112». Также были всесторонне изучены вопросы организации связи между гражданами и экстренными службами с использованием новых технологий (обмен текстовыми сообщениями, мгновенный обмен сообщениями, передача фото и видео).

МЧС - координатор создания системы-112

Поскольку система-112 создается субъектами Российской Федерации самостоятельно, то в этих условиях роль координатора единой технической политики, возложенная на МЧС России, возрастает многократно. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2013 года № 223 по приказу МЧС России в составе ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) был создан Центр информационно-аналитической поддержки создания системы-112. Центр был создан на базе Центра информационно-коммуникационных технологий института. В его научном арсенале: 3 доктора наук, 12 кандидатов наук, 5 лауреатов премии МЧС России за научные и технические разработки. Наряду с этим Центр обладает огромным техническим потенциалом, способным решать сложные задачи, как при реализации масштабных проектов, так и при проведении НИОКР по созданию систем управления, связи, информирования и оповещения, мониторинга и предупреждения ЧС. Центр имеет в своем активе большое количество выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по плану научно-технической деятельности МЧС России. Также Центром осуществляется экспертиза НИОКР, выполняемых исполнителями, выбранными на основе конкурсных процедур.

Обобщая результаты выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ можно утверждать, что эффективно функционирующая система 112, должна выполнять несколько функций:

  • социальную, когда гражданин, набрав один, легко запоминающийся номер, может вызвать любую службу или службы в зависимости от ситуации, если необходимо комплексное реагирование, и где ему также окажут психологическую помощь, путем подключения к разговору соответствующего специалиста; экономическую, которая предусматривает снижение расходов на оснащение различных дежурно-диспетчерских служб системами определения местоположения абонента;
  • информационную: фиксация обращений граждан позволяет обобщать, анализировать и прогнозировать ситуацию по безопасности в отдельных районах страны;
  • контрольную, позволяющую проверять слаженность, своевременность и эффективность действий экстренных оперативных служб, (все вызовы и результаты реагирования на них фиксируются в системе).

Все это ведет к снижению уровня смертности и числа пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, особенно при необходимости комплексного реагирования.